Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Отношение к «Родине» у учеников 5-7 классов

Attitude to the “Homeland” among pupils of grades 5-7 
Дорфман Анастасия Александровна
А.А. Dorfman
 Актуальность состоит в том, что воспитание патриотизма основывается на всестороннем изучении родного языка, что становится важной задачей для многих гуманитарных дисциплин. Именно уроки русского языка дают возможность создать определенные условия для воспитания чувства любви к родному языку, осмысления нравственных ценностей.
 The relevance lies in the fact that the education of patriotism is based on a comprehensive study of the native language, which becomes an important task for many humanitarian disciplines. It is the lessons of the Russian language that make it possible to create certain conditions for fostering a feeling of love for the native language, understanding moral values.
 
 В новом «Федеральном законе об образовании в Российской Федерации» указано, что важной задачей современной системы образования является воспитание патриотизма у учащихся, которое происходит на многих уроках, в том числе и на уроках русского языка. Педагогу в данном случае дано широкое поле для деятельности по воспитанию патриотизма и гражданственности школьников.
 Процесс воспитания патриотизма происходит на многих уроках, но изучение русского языка как учебного предмета имеет специфические цели, а именно «воспитание любви и уважения к родному языку и культуре, основному орудию общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, воспитание уважительного отношения к другим национальным языкам и культурам, потребности в речевом самосовершенствовании» [Литневская, 2006, с. 39]. При этом, сами уроки русского языка дают возможность создать необходимые условия для воспитания чувства любви к родному языку.
 Для того чтобы изучить процесс воспитания патриотизма и его результаты, необходимо учитывать личностное отношение учеников ко всем составляющим понятия «родина». С этой целью автором работы были проведены две серии констатирующего эксперимента.
 Первая серия представляла собой ассоциативный эксперимент, цель которого – выяснение отношения к понятию «родина» у школьников разного возраста.
 Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод, что у школьников в основном сложилась положительная оценка понятия «родина», при этом разницы между классами не наблюдается. Самые частотные реакции, связанные со значением слова родина - «место, где я живу» (более 60%). Выделяются группы реакций (50%), связанные с личными переживаниями учеников, которые непосредственно отражают отношение учеников к данной теме. Немалочисленные группы, а именно примерно две третьих части опрошенных, отражают составляющие понятия «родина», что говорит о формировании в сознании школьников 5-7 классов представления об идеологии, культуре и системе ценностей своего народа. Среди полученных реакций (примерно 20%) выделяются те, которые семантически связаны с понятием «род», что объясняется этимологическим происхождением слова родина. Встретились реакции (одна третья часть всех опрошенных), относящиеся к учебным предметам, подтверждающие тот факт, что воспитание патриотизма происходит на многих уроках. Получены синонимы к слову-стимулу, что может говорить об отсутствии мотивации к выполнению задания у 5% опрошенных учеников.
 На второй серии ученикам было предложено творческое списывание. Цель данной ступени эксперимента – диагностика уровня знаний учащихся
 Ученики 5-7 классов адекватно заполнили пропуски, не исказив смысл текста, при этом большее количество заполненных пропусков дали ученики 6 класса, они же употребили больше всего эмоционально-окрашенных слов (более 70%). Около 40% всех опрошенных заполнили только половину пропусков из-за неправильного согласования, вследствие чего смысл текста учениками был не понят. Восемьдесят процентов всех учащихся употребили эмоционально-окрашенные слова, такие как достоинство, любимая, гордость, Россиюшка и т.д., что подтверждает положительную оценку слова родина в сознании учеников.
 В целом можно отметить, что ученики верно поняли основной смысл текста, так как обращались к синонимам. Разнообразие ответов может говорить о том, что в современных школах реализуется решение задачи воспитания патриотизма, к тому же ученикам предоставляется право выбора и выражения собственного мнения.
 Для того чтобы продолжить воспитание патриотизма у современных подростков был проведен формирующий эксперимент в форме сочинения-рассуждения с предварительной подготовкой на дискуссионную тему «Родина и государство» в 7 классе. При проведении опирались на методику преподавания русского языка, методику обучению написания сочинений.
 В начале урока автор ВКР сразу не представил ребятам тему сочинения, а указал, что она будет сформулирована позже в ходе урока.
 Далее ученикам было предложено устно ответить на следующие вопросы: «Как вы понимаете значение слова «родина»? А как вы понимаете значение слова «государство»? Где вы встречаетесь с этими понятиями?».
 Опираясь на полученные ответы, можно сделать вывод, что ученики четко разграничивают понятия «родина» и «государство». Семиклассники встречаются с указанными понятиями на уроках в школе, в социальных сетях или при просмотре новостей.
 Следующим этапом урока было составление кластера указанных понятий у себя в тетрадях. Таким образом была проведена словарно-стилистическая работа, которая необходима при подготовке к написанию сочинения-рассуждения. Некоторым ученикам это позволило лучше разграничить столь близкие понятия.
 После составления кластера ученикам были предложены фрагменты словарных статей слова родина и государство, чтобы сравнить свои кластеры, свое понимание слов и представленное лексическое значение. Этот этап урока был направлен также на словарно-стилистическую работу. Автор эксперимента и семиклассники обсудили общие и отличительные черты каждого источника, и, опираясь на имеющуюся информацию, ученики записали в тетрадь определение указанных понятий. Данные записи ребята впоследствии использовали при написании сочинения, чтобы более четко разграничить «родину» и «государство».
 Далее автор эксперимента провел беседу в форме поочередно задаваемых вопросов, например, «в чем проявляется любовь к Родине?». Работа проводилась устно для экономии времени на уроке и служила для скрепления этапов и формулировании темы сочинения. По мнению учеников, патриотизм проявляется в сохранении традиций и культуры своего народа, уважении к людям, охране окружающей среды и в сохранении родного языка.
 После обсуждения поставленных вопросов, ученикам была предложена для обсуждения цитата автора-исполнителя Александра Яковлевича Розенбаума: «Я родину свою люблю, но государство ненавижу!», чтобы разграничить понятия «родина» и «государство».
 Автор ВКР понимал, что такое цитирование исполнителя достаточно провокационно, особенно на уроке у семиклассников, что могло повлечь достаточно негативную реакцию у подростков, но этого не последовало, так как цитата была приведена не в начале урока, а только после грамотно сформулированных вопросов про любовь к родине и государство. Данная цитата вызвала очень бурную реакцию учеников. Ребята одновременно и соглашались с ней, и опровергали ее, подкрепляя аргументами.
 После обсуждения высказывания А. Я. Розенбаума ученикам был задан вопрос: «Можно ли считать, что родина и государство – это одно и то же?», вследствие чего была сформулирована и записана тема сочинения «Родина и государство».
 Беседы, слайды, вопросы вызвали очень сильную реакцию учеников, их активные высказывания. Данный этап урока занял больше всего времени, так как семиклассники предлагали различные пути решения проблем, желали выразить свое мнение и подкрепить его примерами из жизни. Итогом обсуждений на данном этапе стало признание ребятами того, что все зависит от нашей ответственности и совершаемых нами поступков.
 При подготовке к написанию сочинения учителю нужно актуализировать знания учеников о типах текстов и особенностях каждого из них, обратиться к анализу негативного образца одной из подобных работ на близкую тему. С целью актуализации и закрепления композиционной схемы рассуждения на дискуссионную тему проводился анализ сочинения «Что такое родина?».
 В результате обсуждения некоторых противоречивых фрагментов текста пришли к следующим выводам:
1.Родина – это территория, люди, живущие на ней, воспоминания и чувства, связанные с твоим окружением.
2.Любовь к родине проявляется как в трудных ситуациях, так и в попытке их предотвращения и/или решения проблем.
3.Мы не имеем морального права забыть подвиг наших прадедов и обязаны сохранить историю в достоверном, неискаженном виде.
4.В зависимости от ситуации человек может выбрать сам себе родину, но на это должны быть весомые причины.
5.Если ты решил переехать, то это не значит, что ты перестанешь любить свою родину.
 На каждом этапе урока ученики вели записи, фиксировали ключевые моменты, выводы, чтобы впоследствии обратиться к ним при написании сочинения. Работу по созданию своего текста семиклассники начали на уроке за 20 минут до звонка и продолжили дома.
 Сразу оговоримся, что автор работы ставил также своей целью проверить уровень сформированности коммуникативных умений семиклассников типа рассуждения и соответствие его виду рассуждения: анализировал реализацию текстовых единиц. Сочинения учеников нас интересовали и с точки зрения сопоставления понятий «родина» и «государство» и их аргументации.
 Отметим, что ребята не только увлеченно работали на уроке, но и с большим интересом писали сочинение, что подтверждает актуальность предложенной темы. Все тексты подчинены теме и во всех работах раскрыта основная мысль. Средний объем сочинений составил больше двух страниц, что свидетельствует о высокой мотивации учащихся рассуждать на спорный вопрос. В целом можно отметить, что ученики справились с поставленной задачей, осмысленно и серьезно отнеслись к обдумыванию темы сочинения и раскрытия ее основной мысли.
 
Библиографический список.
  1. Ладыженская Т. А. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе.  В 2 ч. / Т. А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2013 – 297с.
  2. Литневская Е. И. Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: [учебное пособие] / под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»